В этот день я хочу поднять запись, посвященную моим родителям и всем, кто жил в то время. Это очень личная информация, поэтому прячу ее под кат.
читать дальше
Прошло много лет с тех пор. Выросло совсем другое поколение, для которого эта война стала далекой историей. Но я не буду говорить громких слов о том, что об этом нельзя забывать. Я просто расскажу о своих родителях.
Моей маме было 18 лет, когда началась война.
Мама выросла в многодетной семье и детство ее было нелегким. Тем не менее, она сумела получить образование, благодаря помощи старшего брата. Она в 1941 окончила медицинский техникум и начала работать медсестрой в роддоме в подмосковном поселке Кубинка. Мама была веселой и заводной. Поклонников у нее было много. Она и спортом занималась, и в ансамбле танцевала. На этой фотографии мама - в центре.
Мама хотела поступить в мединститут и стать врачом, но ее планы разрушила война. Врачом она так и не стала, и всю жизнь проработала медсестрой.
В Кубинке находился военный аэродром и ее часто бомбили. Мама рассказывала, что самой ужасной была самая первая бомбежка. Было очень страшно!
Осенью немцы подошли к Кубинке вплотную. И мама уехала к бабушке в Орехово-Зуево. Той же осенью там был сформирован прифронтовой госпиталь, и мама ушла на фронт вместе с ним.
Когда началась война, папа служил в армии, ему только-только исполнился 21 год. Вместо демобилизации – пехотное училище и фронт. Папа всю войну провел на передовой, получил семь ранений и просто чудо, что он остался жив. Я мало расспрашивала папу о том времени, а он не любил об этом вспоминать...
Мама с папой встретились в 1944 году в Вильнюсе. Молодой красивый лейтенант попал в госпиталь после очередного ранения, и сердце медсестрички не выдержало. Там же, в Вильнюсе они поженились.
Мама рассказывала, что примерно через неделю после свадьбы, она с подругой пошла в соседний госпиталь за бинтами. И началась страшная бомбежка. Они забежали в развалины, накрылись шинелями с головой и так и пролежали до конца бомбежки, стараясь поплотнее вжаться в землю. А папу в этот момент держали силой несколько человек, ибо он рвался бежать и искать маму. Боюсь даже предположить, что было бы, если б не удержали…
Вот так выглядел Вильнюс в то время.
Война закончилась в 1945 году, но не для мамы. Ей с госпиталем довелось еще побывать на дальнем востоке, где еще продолжалась война с японцами. Потом папа прислал ей вызов, и она смогла демобилизоваться и уехать к нему в Ярославль.
Вот на этой фотографии мама с папой перед демобилизацией. Маме так надоела гимнастерка, что она попросила у кого-то цивильную блузку, чтобы сфотографироваться.
Наверное, это война виновата в том, что у мамы долго не было детей. Потом родилась моя сестра, а еще через несколько лет – я. И началась другая, мирная жизнь.
Мне очень нравится эта фотография. Здесь мы с сестрой с садиком на даче. А мама с папой приехали нас навестить. Меня умиляет одна деталь - каждой из нас мама готовила свою корзиночку с ягодами, чтоб мы не ссорились))
Я сейчас жалею, что мало расспрашивала родителей о том времени. Мама кое-что вспоминала, а папа совсем мало рассказывал. Но когда он снимал рубашку, я видела на спине и на руке ужасные шрамы – последствия войны.
Мои родители не были героями. Они были самыми обычными людьми, которым удалось выжить в этом аду.
Моя свекровь пережила в Ленинграде самую первую, самую страшную блокадную зиму, а свекор воевал, так же, как и мой отец.
Старший брат моего отца ушел на фронт в первые дни войны. Он успел написать только одно письмо, в котором велел жене уезжать из Ленинграда. Тем самым он спас жизнь не только своим троим детям, но и двум чужим, которых его жена вывезла из Ленинграда в последний момент.
И об этом можно забыть?!
Моих родителей и родителей моего мужа уже нет на этом свете.
Поэтому, в этот день я хочу поздравить тех ветеранов, которые еще живы. Их осталось так мало!
А остальным я хочу пожелать мирного неба над головой.
Не забывайте!
Задохнулись канонады,
В мире тишина,
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Не забыть бы это,
Лишь бы не забыть!
(Р. Рождественский)
В этот день я хочу поднять запись, посвященную моим родителям и всем, кто жил в то время. Это очень личная информация, поэтому прячу ее под кат.
читать дальше
читать дальше